Простые советы по простому выбору простой гитары

1. Гитары не имеют четкого назначения. Вы можете использовать любой тип для любых целей, лишь бы вам это нравилось. Единственное ограничение - тип струн. Если гитара изначально под синтетические струны, не ставьте туда металлические. И наоборот. Это важно. Иначе погубите инструмент или играть не будет.

2. Если покупаете в подарок, постарайтесь узнать - что хочет получатель подарка. Выясните хотя бы - на чем он играл прежде. И купите похожую.

3. Если нужна гитара для музыкальной школы или кружка - уточните у преподавателя, какой тип гитары требуется. Почти наверняка это будет классика.

4. Купите простейший тюнер для настройки. Это избавит вас от порванных струн и от многих проблем в попытке настроить инструмент.

5. Гитарные струны - это расходник. Даже если на гитаре играют мало, струны не могут жить вечно. Напротив - чем больше паузы между упражнениями, тем сильнее окисляется металл обмотки струн. И даже дешевой гитаре хорошие струны дадут очень много. Не экономьте на струнах.

6. Чехол служит не только для перевозки гитары. Это дом для нее. В чехле гитара должна находиться все время, пока не используется по прямому назначению. Гитару нельзя вешать на стену на гвоздь. Храните ее в чехле - в шкафу с одеждой или просто в тихом углу.

7. Российский климат для гитар очень труден. Зимой влажность в помещениях падает так сильно, что это ощущают и люди. А дерево еще восприимчивее к перепадам влажности. Храните гитару в чехле! Зимой старайтесь держать ее, где прохладнее, как можно ближе к полу (чем холоднее воздух, тем выше относительная влажность).



Классика

гитара средних размеров, с широким грифом и синтетическими струнами. Для обучения в школе, исполнения классического репертуара.

alt



Классика - это гитара испанского происхождения. Ее синтетические струны в прошлом были жильными. Под нее пели серенады, под нее танцуют фламенко. Этот тип гитары принят в консервативной среде классических музыкантов. Именно такая гитара нужна для обучения в музыкальной школе. Но ее можно использовать и для домашних упражнений. Синтетические струны меньше ранят пальцы в начале обучения. А широкий гриф позволяет легче ориентироваться. Звучит такая гитара негромко, но для дома этого достаточно. Эти гитары очень спокойны и красивы. Некоторые вещи не устаревают - они делаются с веками глубже. Это Европа.

alt alt alt alt alt




Дредноут

крупная гитара с жесткими металлическими струнами. Для шумных компаний, для блюза, рока и пения хором любимых песен.

alt

Дредноут - американский тип гитары для сцены и концертов. Ее придумали, чтобы перекричать громкие духовые и ударные - в эпоху, когда еще не было микрофонов и усилителей. Это крупный шумный инструмент с жесткими металлическими струнами. Он брутален и грубоват. Такая гитара лежит в кабине лифтованного американского пикапа. На такой гитаре играют в большой нетрезвой компании, аккомпанируя песне про поворот или про владимирский централ. Или во дворе. Даже в лесу. О такой гитаре мечтают подростки после фильмов о техасских рейнджерах. В общем это Америка. Во всех смыслах.

alt alt alt alt alt





Фолк

небольшая гитара для дома. С металлическими струнами, не очень громкая, но играть на ней легко и приятно. Для себя. Для вечера при свечах. Можно на дачу взять.

alt

Фолк - компактная гитара для дома. В России это наиболее привычный тип, большинство русских гитар имело небольшой корпус и металлические струны. Звучит она негромко, но звонко и душевно. А металлические струны там не очень жесткие, что сбережет пальцы ученика. Пожалуй, это самый универсальный тип домашней гитары. Она справится с аккомпанементом для застолья, на ней можно наигрывать тихонько ночью, не боясь разбудить соседей и домочадцев. На ней можно учиться играть блюз и рок. Ее можно взять с собой в поход или на дачу. Можно спеть серенаду под балконом. Можно подбирать любимые песни. Можно сказать, что это русская гитара...

alt alt alt alt alt

Алексей Белов в гостях у Муздетали

13 сентября нас посетил Алексей Белов, один из создателей и участников знаменитого Gorky Park. Несмотря на знаменитость, Gorky Park ныне - достояние прошлого. Те, кто помоложе, название может и слышали, а вот саму группу - вряд ли. А зря...

Парк Горького

Gorky Park - пожалуй, первая (и одна из немногих) русская рок-группа, получившая признание на Западе. Она была создана в середине 80-х профессиональными музыкантами, которые стремились стать не только первыми в родной деревне, но покорить Рим. И они его успешно покорили - записав несколько альбомов по контракту с Polygram Records и совершив десятки турне по странам Запада и Востока. В ту пору это было странно и удивительно - получать новые альбомы русских музыкантов путем пиратского копирования лицензионных дисков...

В середине 90-х Gorky Park распался в самом зените славы и музыканты вернулись домой. Здесь их все знали. Участники группы - признанные музыканты высокого класса. Но смогут ли они собраться вновь или по прежнему будут заниматься отдельными проектами? Пока это не известно никому, даже им самим...

Алексей Белов

С Алексеем Беловым мы встретились, поскольку наслышаны были о его связях с финской фирмой Landola. Формально Белов не заключал никаких рекламных контрактов с Landola. Просто в 1992 году он познакомился на выставке с финскими мастерами. Поговорили, поиграли, выпили, как у финнов и русских водится...-) И подружились. Уезжая, финны подарили Белову несколько своих инструментов. Гитары Landola настолько понравились музыкантам из Gorky Park, что они немедленно продали все прочие акустические гитары из своего арсенала.

Как дистрибьютерам Landola, нам очень важно мнение профессиональных гитаристов об этой марке. Поэтому появление Белова в нашем скромном магазине стало большим подарком и событием. Надо сказать, что при личном общении Белов оказался приятным и умным человеком. Никаких признаков звездной болезни он не проявлял. Напротив, любезно отвечал на наши многочисленные вопросы.

Мэтр с гитарой Ландола

Нам всегда казалось удивительным пристрастие Белова к Landola - все же сам он гитарист больше "электрический", а Gorky Park - группа весьма тяжелая. На это Алексей рассказал историю, как в Штатах им пришлось сделать целую программу исключительно в акустике - так захотели продюсеры. И они ее сделали и сыграли. Да и на студии ему неоднократно доводилось прописывать акустические партии, для чего Landola подходит как нельзя лучше. Так что, продвигаясь в электрогитаризме, не забывайте про акустику!

Белов с Лорансом

Алексей посмотрел и послушал почти все гитары Landola, что были у нас в магазине. Особо отметил D500 и С200С. По случаю, мы показали мэтру мастеровые гитары Lorance. Белов о них отозвался хорошо, хотя признался, что никогда не любил Ovation, даже родные американские...

Поскольку, кроме Landola, большинство гитар в нашем магазине - учебные и недорогие, порадовать музыканта такого класса нам было, конечно, особо нечем. Но Алексей сам нашел себе забаву - гитару мастера шарова из Улан-Удэ...-) Обещал заглянуть к концу октября, когда придет новая партия Landola. Спасибо мэтру русского рока, что он есть, и иногда приходит в гости...




Леонид Федоров в гостях у Муздетали

Леонид Федоров с Лорансом (увеличить?)

8 апреля нас посетил Леонид Федоров - великий музыкант, бессменный лидер, вокалист и композитор группы АукцЫон. А так же участник (а иногда и предводитель) многих других музыкальных проектов разной степени известности, но всегда однозначно интересных. Представлять его как-то странно, его и так все знают. А если кто плохо знает, может посетить www.leonidfedorov.ru

Пришел Леонид в поисках акустической гитары - на замену своей потрепанной Ямахе. Тихо так пришел, незаметно... Мы ему конечно сразу Landola притащили. Смотрел он D500, DC500, J855, LR85, ACT2000.

Но в итоге Федоров выбрал Lorance-Sense - мелкосерийную гитару волгоградского мастера Стрельцова. Хотя Lorance живьем звучал заметно тише дредноутов Landola, Федоров оценил удобство и "приемистость" волгоградской гитары. К тому же, Lorance показался ему прочнее Landola. Поскольку Федоров на концертах по гитарам разве что ногами не ходит, ни одна гитара (по его словам) у него больше года без ремонта не живет... Посмотрим, сколько Lorance протянет. В любом случае, прекрасная рекомендация вышла мастеру Стрельцову - не на всякой гитаре сам великий и ужасный Леня Федоров играет...)))

Как и всякий гитарист, Федоров не смог пройти мимо "буддийских" гитар Master из Улан-Удэ. А так же восхитился лютнеобразной румынской гитаркой Hora Travel.

И ушел он так же тихо, как пришел. Повесил Lorance в чехле на плечо, попрощался - и ушел.

Увеличить? Увеличить? Увеличить?
Увеличить? Увеличить? Увеличить?



Юрий Лоза в гостях у Муздетали

В январе к нам пришел Юрий Лоза. За Landola. Все гитары перещупал, переслушал, все обругал. Мы все ждали, может он чего-нибудь про маленький плот споет. Не спел. Но гитару выбрал: AC-855. Ушел, чего-то слегка бурча. Может, не в духе мэтр был в этот день. А может, он всегда такой. Все-таки патриарх, ему положено...

А через неделю пришел, гитару назад принес. Извинялся, говорит, жена на смех подняла: "Чего ты, мол, какие-то санки домой притащил!". AC-855 - она и вправду светленькая такая, блондинка...-) Да и мэтр - человек рослый, грузноватый, не по размеру пришелся инструмент. Поменял ее на J-5000. С ней ушел. Больше не приходил. Значит, понравилось. Так что теперь и у патриарха российской эстрады Юрия Лозы есть Landola.

Один умник сказал, что Восток - он "цифровой", а Запад - "аналоговый". Понимать это следует так, что на Востоке с успехом копируют такие технологии, которые требуют способности к клонированию и подражанию. И напротив, только на Западе успешно делают товары с высокой "культурной составляющей", хотя они получаются намного дороже, чем "цифровые" товары на Востоке. Гитары - западный "традиционный" товар, поэтому кавалерийские попытки делать их сильно дешево в Китае поначалу были малоуспешны (вспомнить хотя бы печально знаменитую BARCELONA C-390). До конца прошлого века китайские музыкальные продукты были настолько ужасающего качества, что даже несведущим покупателям все делалось понятно. Но китайских гитар становится все больше, и относиться к ним, как к случайному недоразумению уже невозможно.

Китайцы - они как старики Хоттабычи из известного советского триллера. Тот, помнится, по просьбе Вольки сделал мраморный телефон. С виду телефон был как настоящий, очень красивый. Но не работал, поскольку внутри был тоже мраморный. У китайцев свое представление о красоте и стиле. Поэтому когда они пытаются подражать европейцам в производстве товаров сугубо европейского происхождения (таких, как гитары или Санта-Клаусы), это у них получается очень китайским образом.

Прежде всего, гитары из Поднебесной можно разделить на три группы:

1. "Самодельные" гитары из утиль-сырья и жеваной бумаги.

Внутри может быть наклейка с чем угодно. Чаще всего там ничего про Китай не написано, просто что-то вроде "Super Star" или "Metal Bend", хотя иногда иероглифы попадаются. Стоить они могут от 20 до 100$ (в зависимости от отмороженности продавцов). Внешне ЭТО похоже на гитары, даже покрашено и лакировано иногда красиво. Но под (иногда) красивым лаком всегда скрывается сырое, а то и гнилое дерево и пресловутая жеваная бумага. Это означает, что такая гитара может некоторое время прожить под синтетическими струнами, но металлические струны разнесут ее на запчасти с вероятностью 99% независимо от конструкции и внешнего облика. Поначалу у этих гитар трескается пятка грифа, потом гриф начинает крутить пропеллером, деку выпучивает пузырем, словно она из резины, ну и т.д. Мораль: эти гитары покупать НЕ НАДО, даже если они стоят 500 руб. Даже бобровская или самарская гитара предпочтительнее, во всяком случае, жить будет точно дольше, пусть и не так красиво блестит. Производство гитар намного сложнее, чем пошив пуховиков, да и с дешевыми пуховиками у китайцев не всегда получается...

2. Китайские торговые марки.

Среди "самоделок" образовалось несколько марок явно более высокого класса. К примеру, "Star Sun", "Alice". Про Китай там иногда написано, иногда нет. Продукция под этими марками обычно соответствует своей невысокой цене. Покупать эти гитары можно, но осторожно, поскольку брак там регулярно присутствует, хотя и не столь вопиющий, как в вышеописанной категории.
Гитары с китайскими (или квазиевропейскими) именами в Москве попадаются редко, поскольку импортеры китайских гитар предпочитают ввозить их под своими марками. Но на Дальнем Востоке и в Сибири китайцев больше, как впрочем и праворульных иномарок...

3. Аутсорсинг.

Этим модным словом обозначают производство "на стороне". К примеру, некая русская фирма заказывает в Китае на фабрике гитары - иногда подробно оговаривая свойства продукта, иногда просто просит приклеить свою наклейку на гитары, которые китайская фабрика уже выпускает - для себя или для других заказчиков, не обязательно из России. Разумеется, в большинстве случаев невозможно говорить о "европейском контроле качества". Поэтому качество получается весьма разное. Обнаружить это заказчик сможет, только получив контейнер гитар через полгода после оплаты... Однако постепенно собирается полезный опыт - с какой фабрикой в Китае можно иметь дело, с какой нельзя. А так же - какие модели у китайцев получаются лучше.
Именно таким способом в Москве появляются многочисленные недорогие гитарные бренды. Сказать заранее, насколько хороши гитары под этим брендом, невозможно. Но если марка существует уже не первый год, а продавцы готовы давать нормальную гарантию - значит, покупать это можно. В ряде случаев "аутсорсинговые" гитары производят на тех же фабриках, где делают дешевые модели для известных западных брендов. Например, Martinez делают там же, где делают Fender. Все технологии и материалы одинаковые, отличия только в нюансах дизайна и наклейке.

4. Лицензионное производство.

Реально от гитар предыдущей категории это мало чем отличается. Но если известный бренд считает гитары "своими", это означает, что контроль качества там присутствует. К таким гитарам следует относиться независимо от места их производства и ориентироваться в основном на марку и физиономию продавца. Знаменитый HOHNER все дешевые модели делает в Китае, и PHIL PRO, и ARIA, и YAMAHA. Про Китай там иногда только на коробке написано. Да это и не важно. Качество того же HOHNER HC-06 настолько стабильное, что и испанцам не стыдно было бы. Конечно, в основном в Китае делают именно ДЕШЕВЫЕ модели, но контроль за производством установлен настолько жесткий, что покупать эти гитары можно, даже не очень интересуясь конкретной страной происхождения. Главное - быть уверенным, что продавцы таких гитар предлагают лицензионный товар, а не гитары из первой категории с переклеенными лейблами (такое случается).

Описанные группы товаров могут иметь не только китайское, но так же любое другое азиатское происхождение (кроме Японии, разумеется). Это может быть Тайвань, Индонезия. Для гитар из этих стран справедливо все вышесказанное о Китае. Слово "Корея" означает, что офис корейский, а производство в том же Китае. С японцами кстати схожая история...

Вывод примерно такой: не надо бояться китайских гитар. Сам факт производства гитары в Китае ни о чем не говорит. Однако следует учитывать, что для китайцев гитара является непонятным большеносым продуктом. Который они готовы делать, раз большеносые варвары платят им деньги. Но ожидать от китайцев понимания - ЧТО они делают - пока не приходится. Дэн Сяо-Пин говорил, что со времени Великой Французской Революции прошло еще недостаточно, чтобы говорить о ее смысле и результатах.

При покупке гитары начального или любительского класса мимо китайской продукции не пройти никак. Но настоящую гитару могут сделать только те народы, которые с французской революцией уже разобрались.

 

- непотопляемый www.guitar.ru снова в строю! Самый старый и обширный русский гитарный ресурс...
- Российский Гитарный Мир: статьи, объявления, FAQ, расписания концертов, информация об электрогитарах SHAMRAY.
- информационный ресурс "Гитаристика". КМ,ltd.
- русский джазовый сайт.
- русский блюзовый сайт.
- один из самых обширных архивов текстов песен с аккордами для гитары.
- самый крупный сайт КСП.
- ноты для классической гитары.
- ремонт и реставрация гитар в Москве.
- сайт гитарного мастера А.Решетника из Иркутска.
- Все о губной гармошке.
- гитары и электогитары vintage в Москве.
- первый русский сайт о музыке ФЛАМЕНКО.
- Интернет-магазин "ЛЮТНЕР": струны для музыкальных инструментов.
- чехлы для музыкальных инструментов в Москве.
Музыкальная лаборатория - Музыкальная лаборатория. Музыкальные доски объявлений и новости.
Студия звукозаписи ПАРК - Студия находится тоже на 13-ой Парковой улице.
Студия звукозаписи ПАРК - Онлайн-книга "Дзен-гитара"
www.minusovka.ru - Минусовки известных исполнителей.

Эта статья была написана нами много лет назад и в 2017г. является несомненным анахронизмом. Но она так же является документом эпохи, поэтому вовсе выбрасывать ее с сайта жалко. Поэтому мы сохраним ее для истории, но предупреждаем, что нижеизложенное касается только дешевых фабричных гитар российского (точнее: советского) производства. Даже дешевые гитары китайского происхождения устроены иначе, и подход к ним иной. Эпоха нынче иная, и от потребителя требуется быть не столько слесарем, сколько юристом и сутягой...

Из такой гитары можно попробовать сделать музыкальный инструмент. Это потребует определенного навыка и некоторых нехитрых приспособлений. Результаты могут быть самые неожиданные,- автор этих строк, например, сделал из самарского “вестерна” чудный ситар с очень интересным, абсолютно негитарным звуком. Если серьезно, бобровскую гитару не превратишь в Ибанес, но можно сделать так, чтобы она строила на ладах и не резала руки.

Сразу после покупки надо проделать следующее:

сменить струны. На подавляющем большинстве фабричных гитар стоят красномедные струны “Стринг”. Они худо-бедно строят, но отличаются исключительной толщиной и жесткостью. Если у вас совсем простая и дешевая гитара, поставьте хотя бы посеребренные струны “Стринг” или струны “AS-1” Пензенской корпорации “Федосов”. Хороши так же московские струны “Господин Музыкант”. Ставить на такую гитару более дорогие струны чаще всего бессмысленно. Если вы хотите установить синтетические струны, воспользуйтесь посеребренными синтетическими струнами того же “Стринга” . Есть у “Стринга” красномедная синтетика, но она жестче посеребренной, хотя и дешевле почти вдвое. Синтетика из Пензы “Nylon” прежде была совсем некудышной, теперь стала поприличнее, даже строит иногда. Синтетику “АБО” не рекомендую никому, ибо струны №-5 и 6 там почти одинаковые, и “шестерка” будет “бить” всегда и неизбежно на любой гитаре.

сняв старые струны, положите гитару на колени и длинным ровным бруском для точки ножей пройдите по ладам. Ближе к 12-15 ладу нажимайте сильнее, 1-2 лад можете вообще не задевать. Старайтесь не заваливать брусок вправо-влево, вести его параллельно плоскости грифа. Равнять надо до тех пор, пока на всех ладах (кроме №-1-2) не появятся сверху светлые полоски. Несколько ладов обязательно останутся не прошлифованными целиком, не надо пилить все остальные до их уровня. Лучше взять стамеску и немного приподнять низкие участки. Действуйте осторожно, не выдергивайте весь лад целиком! Бруском же проверьте, достаточно ли приподнят лад, осадите поглубже, если надо. Шкуркой средней грубости пройдите лады, чтобы “заовалить” острые края (обязательно зашлифуйте торцы ладов, иначе будут царапать руки!) Доведите мелкой шкуркой. Не бойтесь испортить накладку на грифе: на большинстве дешевых гитар вообще нет никакой накладки, а лады сажаются прямо в ручку грифа. Вместе с тем, не переусердствуйте, не переточите лады слишком сильно. Описанная операция обязательна для любой гитары дешевле 100$. Любимое народом подпиливание надфилем отдельных ладов ни к чему хорошему не приводит. На самарских, бобровских и питерских гитарах стоит вполне качественная ладовая проволока, возни с ней мало. На борисовских гитарах стоит очень слабая, мягкая проволока с маленьким корешком, ее запросто можно сточить до нуля, не заметив. Большинство других производителей использует очень грубую латунную проволоку: точить ее – не переточить. Некоторые заводы сами ровняют лады – это видно по плоским участкам ладов, их надо все же пройти разок, но не очень энергично.

установить струны. Если струны металлические и длинные, оберните 3-4 шлага вокруг вала колка, лишнее откусите кусачками. Синтетические струны крепятся за подструнник достаточно специальным способом, на пальцах объяснять долго, лучше посмотрите, как это сделано на дорогих гитарах в магазине. Если струны на Вашей гитаре крепятся кнопками, обратите внимание, что кнопка вовсе не должна заклинивать струну, напротив - чем меньше кнопка мешает движению струны, тем лучше. Струна проходит сквозь деку и бороздку на кнопке относительно свободно, а держится за счет того, что бобышка струны упирается в кнопку СБОКУ, иначе струна выдавила бы кнопку из гнезда (как это сплошь и рядом случается на самарских "вестернах" из-за неправильной формы кнопки). Бобышку чуть отгибают в сторону, продевают струну в отверстие подставки и слегка придавливают кнопкой. Затем вытягивают излишек струны и зажимают кнопку до упора. После установки струны дадут усадку (поплывут). Особенно долго “плывут” синтетические струны.

натяните струны и “примерно” настройте гитару. Если гриф на винте, поднимите или опустите гриф. Почти все гитары давно уже выпускаются с винтом под отвертку, но иногда попадаются четырехгранные винты. Если у вас нет ключа под такой винт, можно попробовать зацепить его узкими круглогубцами или даже пинцетом. При этом нажать на гриф ПРОТИВ натяжения струн.

если трудно зажимать аккорды на 1-3 ладу, надо опустить струны на верхнем порожке, углубив прорези в порожке с помощью узкого грубого надфиля. Здесь главное – не перестараться, ибо, как известно, “фарш невозможно провернуть назад”. Подпиливать надо не параллельно плоскости грифа, а с небольшим уклоном в сторону колка. Каждую струну подгонять отдельно. Если все же переборщили, и струна звенит на 1 ладу, можно попробовать подложить маленькую плотную бумажку внутрь прорези под струну или капнуть туда расплавленной пластмассой или эпоксидкой. В тяжелых случаях придется отрывать порожек и подкладывать под него кусочек шкурки, а то и вовсе менять порожек.

еще одна маленькая хитрость. Основана на известном факте, что амплитуда колебаний толстых струн больше, чем тонких. Если в подструнник вставлена “косточка” в виде полоски пластика (Самара,Ижевск, Шихово, почти весь импорт), ее надо извлечь, придать ей форму клина и установить высокой стороной под толстые струны. Если вместо “косточки” вбит отрезок ладовой проволоки, его надо осторожно приподнять стамеской и подсунуть (с басовой стороны) кусочек синтетической струны или что-нибудь в этом роде. Потом осадить обратно, добившись, чтобы под басами он стоял выше.

часто случается, что 1 или 6 струна уходят на самый край грифа, оттого, что подъемный гриф не параллелен струнам. Надо ослабить струны, отпустить винт грифа, с силой оттянуть гриф против струн и в просвет между пяткой грифа и гнездом корпуса всунуть обычную спичку (с той стороны, где струны уходили за гриф). Иногда спички недостаточно и надо найти щепину потолще. Потом сильно придавить пятку в гнездо, поднять гриф винтом, подтянуть струны. Хвост спички отрезать ножом. В особо тяжелых случаях придется совсем выкручивать винт, снимать гриф и вклеивать в гнездо деревянный клин.

если пятка подъемного грифа чуть меньше гнезда, полезно бывает слегка повернуть гриф “к себе”, это равносильно установке клиновидной косточки.

отдельно надо сказать о вклейном грифе. На “классике” он никак не управляется, а на разного рода “вестернах” существует анкерный стержень, головка которого выходит сверху, возле колков (“Трембита”) или снизу, внутри корпуса (“Реноме”). В последнем случае его видно через резонаторное отверстие. При закручивании анкерный винт натягивается и (теоретически) отводит гриф назад, разгибает его. На практике от анкера очень редко удается добиться хоть какой-то пользы (особенно на “Трембите”). Крутить его надо осторожно, предварительно отпустив струны. После натяжения или ослабления дать время отстояться ( хотя бы час-два). Обратите внимание, что грифы на эстрадных гитарах принимают нужную форму только при полном натяжении струн, не раньше.

Проделав все эти операции, настройте гитару (пока струны “плывут”, вам придется проделывать это не раз). Попробуйте поиграть. Если что-то не устраивает – вернитесь к инструкции. Еще замечу, что описанные операции рекомендуются без особых оговорок только для отечественных фабричных или дешевых импортных гитар, дорогие качественные инструменты требуют совершенно другого подхода, и в этом случае самое верное – обратиться к гитарному мастеру.

Любая гитара (даже дешевая) обладает некоторой индивидуальностью, характером. Некоторые приемы игры гитара будет любить больше, чем другие. Нет смысла требовать от нее невозможного, но при правильном отношении вы получите музыкальный инструмент, пусть неказистый, зато надежный и живучий. И потом, скажу честно, 8 из 10 гитаристов, разглагольствующих о достоинствах “Евроклассика”, могли бы играть на шиховской гитаре без всякой потери для слушателей.

Теперь о дефектах и прочих проблемах.

гитара не строит. Это связано либо с плохими струнами, либо с неверно выстроенной мензурой. Надо сверить струны с их собственными унисонами на 12 ладу и флажолетами там же. Если флажолет не совпадает с 12 ладом у одной-двух струн, а у других в норме – виноваты скорее всего струны (случается, что и все струны плохие). Смените струны и проверьте еще раз. Посмотрите внимательно на гриф гитары – возможно, неправильно пропилены лады, нарушенную пропорцию иногда видно сразу. Часто гитара не строит из-за высоко стоящих струн (при нажиме происходит сильная “подтяжка”). Тогда надо выставить гриф, верхний порожек и т.д. ( иногда такой эффект может дать даже пропил в верхнем порожке - если он строго параллелен грифу, надо его завалить вниз к колкам). Если все нормально, гитара не “жесткая”, струны хорошие – скорее всего смещен подструнник. Переклеить подструнник можно самому, но лучше обратиться к гитарному мастеру, это несложная работа, но она требует специальной струбцины.

гитара звенит, бьет на ладах. Опять же отсылаю к предыдущему тексту. Если все сделано, но биение остается, посмотрите еще раз профиль грифа (сбоку вдоль грифа со стороны колков). Вогнутый или выгнутый гриф в вашем случае дешевле выбросить. Попробуйте поговорить с мастером. Замечу, что избежать биения синтетических струн практически невозможно, таково свойство материала.

винт закручен до упора, а гриф стоит низко. Если треснул верхний клетц (брусок в корпусе, куда входит винт), дело плохо, скорее всего ремонт обойдется дороже новой гитары. Обычно такая беда сопровождается подвижками и трещинами в области гнезда. Иногда возможно залить трещины клеем (даже эпоксидным), нажимая на доску и разводя трещины пошире, а затем хорошо сжать струбцинами. Если клетц цел и стоит на месте, у гитары неверно задан угол пятки грифа. Это можно попробовать вылечить - снять гриф и подклеить в верхнюю часть гнезда полоску фанеры 8-12 мм шириной. Проверьте, не сбился ли строй гитары (так как мензура немного увеличилась). Если появился такой эффект, можно попробовать сошлифовать пятку грифа с внутренней стороны, хотя это и трудоемкий процесс.

часто отрывается подструнник – совсем или только приподнимается снизу (это так же может привести к потере строя). Любые действия с подструнником требуют специальной струбцины, без нее лучше не браться. В принципе, если оторвать подструнник окончательно и хорошенько вычистить все плоскости от старого клея, можно приклеить его, поджимая сверху посредством нехитрой конструкции: прочная палка, подвязанная с одной стороны за кнопку, а с другой - за штырь, воткнутый в отверстие, куда вкручивается винт грифа. Надо подобрать распорки так, чтобы они поджали подструнник по центру и по краям (в 3 точках). Клеить можно на любой "деревянный" клей. Эпоксидка держит всего надежнее, но оказывает не самое лучшее воздействие на акустику гитары. Годится даже ПВА, если хорошо прижимать заготовки и впоследствие использовать только синтетические струны. Еще замечу, что оторванный подструнник обычно имеет форму, весьма отличную от начальной. Небольшую кривизну нижней плоскости можно сошлифовать вручную, а если свинтило сильно, можно бросить его в горячую воду на пару часов, а потом прижать к плоской поверхности струбциной. Говорят - помогает.

гитара “гудит” (особенно на басах). Скорее всего отклеилась пружина – ребро жесткости. Надо сунуть руку внутрь корпуса, пошевелить пружины. Если найдете, можно попробовать приклеить (например ПВА). Это непросто, поскольку все приходится делать вслепую одной рукой. Ухитрившись залить клей в нужное место, пружину надо поджать изнутри распоркой, или струбциной, если струбцина достанет. Очень рекомендую способ прижима продумать заранее, до нанесения клея.

если раскололась пятка грифа (обычно вдоль винта) , надо отпустить струны, снять гриф и склеить пятку эпоксидкой. Клеить надо прочно, нагрузка на эту деталь очень большая.

колковая механика в большинстве случаев ремонтируется методом замены дефектных деталей. Существует много разных типов и стандартов механики, если найдете похожий – попробуйте сменить. Обратите внимание, что межосевое расстояние на отечественных колках (40 мм) отличается от расстояния на импортных колках (35 мм).

Несколько советов.

Не используйте одновременно струны из разных комплектов. Если меняете – меняйте все струны сразу.

Не устанавливайте на акустическую гитару электрогитарные струны. “Стринговские” струны “Соло” могут уничтожить вашу гитару за очень короткий срок (из-за своей жесткости). Струны “Эмузин”, несмотря на красивую упаковку, почти всегда имеют струну №-3 из проволоки без навивки, поэтому в принципе не могут строить на акустике.

Если уж решили повесить гитару на ремень, цепляйте его за кнопку и за основание грифа (вокруг пятки). Не привязывайте ремень за лиру возле колков!

Если гитара дешевая, а денег на нормальный чехол нет, сделайте сами. Из куска плотной ткани (лучше брезента) сшейте прямоугольный мешок в размер гитары, сверху заверните полосу и вставьте шнур-затяжку (как на вещмешке). Для удобства переноски вшейте снизу мешка прочный пояс или шнур. Гитара укладывается в мешок (корпусом вперед), мешок затягивается, а свободный конец пояса обвязывается “удавкой” вокруг грифа ближе к пятке. Получается чехол с ремнем, носить его лучше грифом вниз.

Заведите камертон, можно простейший – свистульку с язычком. Это спасет вас от сильных промахов и обрывов струн при настройке.

Итак, остается только пожелать вам успехов в нелегком деле приручения отечественной гитары.

Главной родовой особенностью советского производства вообще (и производства гитар в частности) является принцип “полуфабриката”, т.е. выпуска товаров, пригодных к употреблению только после существенной доделки и переделки силами покупателя. Подразумевается, что за небольшую цену вы приобретаете набор “Сделай сам”, из которого при должном навыке можно изготовить что-нибудь подходящее. При отсутствии навыка вы можете обратиться к “специалисту” и опять же за небольшие деньги сделать то же самое с его помощью. Поэтому при покупке отечественной гитары в магазине возгласы: “Фу, она не строит...” или “Она дребезжит” свидетельствуют только о непонимании вышеизложенного принципа. Безнадежный брак можно вычислить сразу или в пределах гарантийного срока. (И потом, для особо нежных всегда есть выход: пойти в “Петрошоп”, купить “Гибсона” или “Фендер” на худой конец). Автор этих строк за последние годы перещупал сотни или даже тысячи дешевых гитар. Среди них попадались очень интересные ( в смысле звука и даже дизайна иногда) экземпляры. Могу сказать точно: если вы не профессиональный музыкант, не безнадежный эстет, не попсовый певец, не бандит, не олигарх, а всего лишь хотите купить гитару для души или для любимого чада (которое эту гитару может забросить через полгода на дальние антресоли и забыть навсегда) и лишних денег у вас нет,- сходите в гитарный магазин, а лучше позвоните нам или пошлите письмо.

И вы найдете гитару, из которой вполне можно сделать музыкальный инструмент.

Некоторые правила при покупке дешевой гитары.

1. Если есть возможность, возьмите с собой в магазин знакомого гитариста, пусть даже не очень профессионального. Многие дефекты нельзя обнаружить, не поиграв на гитаре, а продавцы могут и не удосужиться проверить инструмент как надо.

2. Определитесь для начала, что вы хотите купить, для какой цели и сколько денег вы готовы потратить. Если вам нужна гитара для музыкальной школы, имейте в виду, что редкая из отечественных гитар пригодна для установки синтетических струн. Есть всего несколько моделей (в Самаре, Ижевске и Шихове), которые можно использовать для этой цели. Конечно, такие струны легко натянуть на любую гитару, но пользы будет немного. Наличие деки из резонанса еще не говорит о хороших акустических свойствах инструмента. Попадаются целиком фанерные гитары, которые звучат лучше деревянных (удивительно, но факт). Если гитара предназначена ребенку, оцените ее вес и форму грифа ( на Борисовских гитарах установлен гриф, пригодный для штангистов и трактористов, но не для руки подростка). Имейте в виду, что большинство фабрик комплектует гитары наидешевейшими медными струнами, с которыми проблемы возникнут даже у “Гибсона”. Вообще, смотрите на гитару только с точки зрения того, что из нее можно сделать впоследствии.

3. Определившись с моделью, внимательно осмотрите гитару. Перечислю дефекты, наличие которых однозначно говорит о том, что эту гитару брать нельзя:

трещины на деке вдоль волокон или неплотные стыки дощечек резонанса, сильный косослой, заметные синюшные пятна. Особенно скверный резонанс употребляет Самарская фабрика, но склеен он прочно, в Боброве и Борисове резонанс получше, зато качество склейки значительно хуже. На львовской “Трембите” резонанс никогда не досушивают до кондиции. Иногда трещины сразу не заметны, но в “блике” видны неровности и напряжения лака.

кривой асимметричный корпус, криво приклеенная подставка, трещины на пятке грифа.

посмотрите вдоль края грифа со стороны колков. Линия должна быть прямая, без плавных загибов вверх, вниз.

осмотрите гитару на предмет заметных декоративных дефектов: ( сучки на деках и обечайках, сколы, царапины и т.п.) Особенно усердствовать не следует, иначе уйдете вообще без гитары, главное, не просмотрите явной халтуры.

натяните струны, проверьте колковую механику, ее дефекты выявляются при достаточном натяжении струн, не раньше.

4. Излечимые дефекты, наличие которых чаще всего не является помехой для покупки:

биение струн о лады, дребезжание,
небольшое уклонение оси грифа от направления струн,
большая или малая высота струн над грифом ( особенно если гриф подъемный на винте),
чрезмерная жесткость струн у первых ладов,

Лучше просмотрите несколько инструментов, но перебирать десятки гитар не имеет особого смысла, если только вы не обладаете богатым опытом и феноменальным слухом.

5. Обязательно возьмите с собой кассовый чек! В течение примерно полугода вы сможете обменять гитару в этом магазине (в случае явного заводского брака).

написано и опубликовано на www.guitar.ru в марте 1999г.