Электрогитара - предмет весьма технократичный. И конструктивно располагает ко всякого рода переделкам и улучшениям. Поэтому разновидностей электричек радикально больше, чем обычных, акустических гитар. Смысл новаций не всегда понятен даже тем, кто эти улучшения придумывает. Но в итоге появляется новый вид электрогитары - что очень радует изготовителей и продавцов, но окончательно путает покупателей...

Эта краткая статья не претендует на полноту. Она вообще ни на что не претендует. Это просто попытка слегка систематизировать сведения о типах инструментов и помочь начинающему с выбором своей первой электрогитары.

Для начала пара слов о датчиках. Звукосниматели для электрогитары почти тоже самое, что мотор для автомобиля. От их набора зависит - для чего гитара пригодна, а для чего не очень. Датчики бывают пассивные и активные. Пассивные преобразуют колебания струны в электромагнитном поле в электрический сигнал - и отправляют через шнур на усиление в пульт или комбик. Активные делают то же самое, но перед передачей сигнала дополнительно его усиливают. ВСЕ дешевые электрогитары с ценой до 300$ имеют только пассивные датчики. Поэтому начинающему лучше в тему не углубляться. А если сильно интересно - обратиться к подходящим ресурсам в Инете.

Датчики бывают 2 видов: сингл и хамбакер. Сингл придумали первым, это несложное устройство в виде катушки с проводом. Для сингла характерен яркий, резкий, звонкий и очень "искренний" звук. Все синглы шумят, причем дорогие иногда шумят сильнее дешевых. Гитаристы ценят их за ту самую "искренность" звука. Хамбакер придумали позднее - в целях снижения шума и наводок. Конструктивно это два небольших сингла, завязанных таким образом, что полезные сигналы складываются, а шум - вычитается. Хамбакер дает чистый, сочный, мощный и "жирный" звук. Шумит намного меньше сингла, но и не обладает его звонкостью и прозрачностью.

Из свойств датчиков вытекает назначение гитар, где они установлены. Для "классических" сольных рокерских и блюзовых целей актуальнее синглы. Для мощной и тяжелой музыки больше подходят хамбакеры. На некоторых гитарах одновременно есть и синглы и хамбакер. Для начинающего такие гитары могут быть предпочтительнее - они позволят познакомиться с разным звучанием и постепенно понять - что душе любезнее.


Исторические типы:

 

Полуакустическая гитара

Полуакустика и джазовые гитары. Это весьма архаичный тип электрогитары с пустым корпусом. Такие гитары почти всегда старые. Сейчас их если и выпускают, то для ценителей ретро-звука, поэтому они всегда дороги. Внешне это очень красивые инструменты. Но для начинающего они малополезны и неудобны.


Телекастер

Телекастер. Фактически, это первая полноценная электрогитара. На ней два сингла-теле. Телекастер имеет звонкий и грязноватый звук с металлическим окрасом. Есть немало любителей такого саунда, напоминающего об эпохе Ролинг Стоунз. На телекастере можно учиться играть, но получить представление о современном звуке достаточно трудно.



Современные типы:

При всем великом изобилии, современные электрогитары восходят к 3 основным типам, которые для простоты назовем по именам фирм-первопроходцев.

 

Стратокастер

ФЕНДЕР. Лео Фендер придумал самую популярную электрогитару - Стратокастер. Это гитара с синглами, 22 лада, мензура 650мм, с односторонней машинкой (тремоло), грифом, привинченным на винтах к корпусу. Позднее появились страты со смешанными схемами, где были и хамбакеры. Однако исторически это гитара под синглы. Поэтому свойства стратокастера "сингловые" - резкий звонкий сольный звук.


Леспол

ГИБСОН. В пику Фендеру Гибсон сделал свою электрогитару, непохожую на страт. В просторечии ее называют Леспол. Это небольшая гитара с мензурой 630мм, двумя хамбакерами, простым струнодержателем и вклеенным грифом. Леспол обладает мощным теплым звуком. Это очень изящная и эффектная гитара. Корпус у нее не плоский (как у лаконичного страта), а с выпуклым верхом. Несмотря на все изящество, эту гитару часто используют в тяжелой музыке.


ИБАНЕЗ

ИБАНЕЗ. Фирма Ибанез продолжила и развила дело предшественников. Она выпускала "именные" инструменты для звездных гитаристов и виртуозов. И по их желанию соединяла несоединимое и находила новые технические решения, например "флайдроуз" - двустороннюю машинку. Гитары Ибанес имеют самые длинные грифы (24 лада), агрессивный дизайн, смешанные схемы звукоснимателей. Такие гитары используют в самых разных целях, но это всегда сложная и технически заковыристая музыка. Начинать учиться на Ибанезе - все равно что ученику сесть на необъезженную лошадь...

Недорогие учебные электрогитары делают как правило "под Фендер", "под Гибсон", "под Ибанез". Это не значит, что они радикально хуже первоисточников. Первые страты тоже не блистали звучанием. Вокруг электрогитар (и вообще вокруг "звучания") много мифов. Гитаристы тратят кучу денег и сил, пытаясь найти звук "настоящего лампового усилителя" или "настоящего фендера". Но то, что они ищут, когда-то воспринималось музыкантами как обычное (и не самое лучшее) звучание их несовершенных инструментов. Поэтому нет нужды уделять этому слишком много внимания. Для начала достаточно приобрести недорогую электрогитару, домашний комбик, хороший шнур. И потихоньку начинать осваивать инструмент. Хорошо, если есть преподаватель или хотя бы продвинутый приятель-гитарист. Много полезного можно извлечь из литературы и видеошкол. Самое важное здесь - желание научиться.

В качестве первой электрогитары наиболее подходит стратокастер, особенно с комбинированной схемой из синглов и хамбакера. Это простая, проверенная и недорогая гитара. Лесполы обычно дороже. К ним можно обратиться, если вы уже имеете опыт игры на акустической гитаре. Леспол даже внешне немного напоминает акустику. Телекастер хорош в качестве ритм-гитары.

Электрогитары далеко не всегда используются по своему "прямому" назначению. На то несколько причин. Самая главная - так хочется музыканту. Иногда он просто привык, скажем, к страту, вот и использует его везде, хард играет... Но это решение уже опытного гитариста, он имеет право на причуды. Начинающему надо быть проще и скромнее. И постараться изучить правила, прежде чем он заработает право их нарушать. Поэтому не обязательно искать "точно такую" гитару, на которой играет ваш кумир-гитарист. Во-первых, то, на чем он играет, стоит почти как ваша квартира. Во-вторых, он давно на этом играет. В третьих, в лучшем случае оно с виду будет похоже, но не факт, что на этом можно учиться. Например, гитара с флайдроузом изначально должна стоить от 500$. А дешевый флайдроуз - это стенд для испытания здоровья ученика...

Электрогитары редко используют на сцене с чистым звуком. Обычно их включают в "примочку" (педаль эффектов) или гитарный процессор, который позволяет имитировать множество разных примочек. Начинающие часто злоупотребляют этими возможностями. Конечно, зажав звучание могучим дисторшеном, можно легко почувствовать себя виртуозом. Но это иллюзорное чувство. Учиться играть надо с чистым звуком.

Для домашнего обучения и репетиций достаточно комбика небольшой мощности - 10-20Вт. Полезно, если в комбик встроен ревербератор или холл (в малом помещении гитара без ревера звучит плоско и сухо). Хороший шнур заметно снизит наводки и прочий шум при игре. Пригодится метроном, можно электронный, совмещенный с тюнером для настройки. Конечно, гитара должна храниться в чехле.

 

О БАС-гитарах.

Бас-гитару изобрел все тот же Лео Фендер. Типов басов и их датчиков не очень много.

P - Пресижн. Датчик в виде "шашечек" - два небольших сингла, стоящих вплотную, но смещенные от центра вправо и влево.
J - Джаз-бас. У него синглы разнесены далеко друг от друга.
P+J - Комбинированные схемы. Обычно наверху "шашечки" от пресижна, а внизу длинный сингл.
H - Хамбакер. Басовый хамбакер. Иногда наверху еще сингл от джаз-баса добавлен.

Пресижн Джаз-бас Комбинированная схема - Пресижн + один синг от джаз-баса Схема из двух хамбакеров

Пресижн (как и телекастер среди электрогитар) - это несколько архаичная бас-гитара, но она пригодна не только для ретро-музыки. Джаз-бас динамичнее и имеет ряд дополнительных возможностей (поскольку датчики у машинки и у грифа снимают очень разный звук). Комбинированные басы наиболее распространены и оптимальны по набору достоинств. Басовый хамбакер (как и гитарный) шумит меньше синглов, дает плотный и мощный звук, но щелчок там выражен меньше. Поэтому такие басы используют во всякой тяжелой музыке. Еще басы бывают безладовые, но это отдельная экзотическая тема... Большинство бас-гитар - 4-струнные (как и контрабас, от которого они произошли). Модные ныне 5-6 струнные басы придуманы для сольной игры и прочих сложных профессиональных целей. Начинающему это просто не нужно.

Не существует жесткой привязки между типом баса и музыкальными стилями. Т.е. любой тип можно использовать, играя любую музыку. Поэтому начинающий может выбирать бас-гитару, не особенно углубляясь в термины и схемы датчиков. Оптимально купить недорогой 4-струнный бас с формулой J или P+J. Басы так же различаются дизайном, весом, мензурой. Здесь достаточно следовать принципу понравилось/не понравилось. Позднее, набрав опыта, вы разберетесь - что для вас действительно хорошо...

Важно помнить, что музыкальный инструмент - это просто инструмент. С его помощью вы можете выразить нечто важное, что У ВАС есть. Освоить его мгновенно невозможно. Но если работать регулярно и настойчиво, успех неизбежен.